Отзывы

Творчество Игоря Машкова, его взгляды на жизнь в основном формировались в 90-е годы, в тот перестроечный период, когда подвергалось критике почти всё, что связано с советским периодом, сваливая, порой, в кучу и хорошее и плохое. Он не шёл на поводу у той части критиков прозападного толка, которые напрочь отрицали традиции русской художественной школы, основой которой являются высокий профессионализм, любовь к России, её истории, природе и людям. Интуиция подсказывала художнику идти своим путем, вдохновляясь жизненными наблюдениями, постоянно совершенствуясь, оттачивая профессиональное мастерство. Игорь Машков по рождению москвич. Отец художника родом с казачьего Дона, рассказы которого о казачьей вольнице, народных обрядах, песнях, оказали немалое влияние на формирование будущего художника. Игоря привлекает не только торжественная казачья форма, строгая и красивая. Гораздо важнее для него то, что скрывается под этой оболочкой – душа человека.

Именно первыми удачными вещами, по которым его заметил зритель, художественная общественность – стали портреты казаков. Написанные внимательно и с любовью, в них чувствуется уверенная рука мастера. Они не ординарны по решению. В каждом из портретируемых художник пытается найти что-то неповторимое и характерное, уловить внутреннее его состояние. Интересна попытка Игоря Машкова в создании пейзажа-картины былинного масштаба. Завет великого Репина и ныне злободневен: «Красота- дело вкусов, для меня она вся в правде.» Именно только жизнь во всем её многообразии может питать творчество художника-реалиста. Игорь Машков – это разносторонний, одарённый художник, усиленно работающий как в портретном жанре, так и в жанре пейзажа. Участник крупнейших городских, российских и зарубежных выставок. Его произведения отличаются мастерством, самостоятельностью видения и большой художественностью.
А.П. Ткачев, С.П. Ткачев
Народные художники СССР, Академики Российской Академии художеств, Лауреаты Государственных премий
Уже не один год Игорь Геннадиевич Машков трудится над картинами паломнического цикла. Картины, написанные им по благословению нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, украшают сегодня стены Паломнического центра. В каком-то смысле Игорь Машков является патриаршим художником – он написал две картины, где запечатлён Святейший Патриарх Алексий II во время совершения им паломничеств на Валаам и в Иерусалим. И вот мы присутствуем сейчас на представлении новой картины – на этот раз портрета Святейшего Патриарха Кирилла. Хотелось бы поздравить Игоря Геннадиевича с этой очередной его значимой работой, которая, на мой взгляд, удачная и, более того символическая – на ней Святейший Патриарх представлен на фоне главных Патриарших соборов – Успенского собора в Кремле и Соборного Храма Христа Спасителя, настоятелями которых он является».
Викарий Московской епархии
Епископ Егорьевский Марк ( из выступления на церемонии открытия персональной выставки в 2009г.)
В современном мире мы привыкли думать, что важные. Серьёзные вещи, определяющие жизнь общества и человека, — это политика, экономика, власть… Культуре, искусству выделяется некое пространство в качестве украшения. Развлечения, но не более того. На самом деле, Церковное Предание показывает совсем другой подход к искусству, оценивая его возможности передать нам отблеск божественного, «живой глоток воздуха из другого мира», в котором мы узнаем и свою родину, и свою цель, то есть рай.

Я не говорю только о церковном искусстве, но о любом настоящем творческом выражении; это то, что мы видим и в произведениях Игоря Геннадиевича Машкова, в его пейзажах, портретах, исторических картинах. Настоящее искусство всегда рождается как дар, вызывая удивление, трепет, благодарение. Перед лицом произведения искусства не имеют значения категории рационального согласия или несогласия: оно затрагивает, волнует душу, оно захватывает нас и побуждает принять то таинственное благовествование, в котором, в конечном итоге, и состоит искусство.

Строители великих средневековых соборов ставили веру в Бога выше дела своих рук, выше созданного ими произведения; или точнее, верили в то, что именно Он является тем Творцом, красоту творений Которого они выражают. Только такое отношение позволяет созидать что-то великое и прекрасное, созидать беспрестанно и превосходить себя самих даже в красоте собственного творения. Не бывает творчества, не бывает даже пользы для человека без красоты, потому что, если прикосновение человека к вещам не становится произведением искусства, это прикосновение не человечно. Прикосновение искусства привносит в механическую манипуляцию реальностью отблеск идеала; об искусстве Данте говорил как о Божием внуке, потому что, только от Того, Кто Всё спасает, происходит благая красота, которая не боится времени, смерти и боли.
Архиепископ Антонио Меннини
Посол Святого Престола (Ватикан) в Москве
Творческие пристрастия художника объединяют жанры пейзажа, исторической картины, портрета. Представляется, что эти направления деятельности во многом определены теми особенностями биографии, которые свойственны ряду наиболее талантливых современных живописцев.

Игорь Машков – заслуженный мастер портрета. Отмечу, что каждый портретируемый со своим характером, манерой держаться, колоритом. Мне представляется, что способность к подобному проникновению во внутренний мир человека проистекает из такого, редко сегодня учитываемого свойства в искусстве, как образованность, многообразная культурность личности художника.

Также И.Г.Машков известен своими пейзажными работами. Приемы пластической характеристики в них включают динамичные удары пастозного письма, почти ювелирные по законченности прописки, процарапывание мягкого слоя краски, лессировки. В подобном использовании красочного материала косвенно отражается стремление одухотворить творимый образ. Не желание очаровать зрителя красивым видом ощущается в его полотнах, но чудесное восхищение земной природой – равновесием воды, воздуха, леса, прорастающих из земли трав, когда «я» человека оказывается лишь частью общего потока жизни.

Подобное отношение художника к решаемой творческой задаче во многом связано с почти пантеистическим ощущением природы, когда она воспринимается проявлением высшей логики и высшего разума Бытия. Возможно, понимание этой надвечной «музыки сфер» пришло к Игорю Машкову тогда, когда, как он сам вспоминает, творческие дороги привели его под старинные своды Псково-Печерского монастыря. Красота и духовная сила места вызвали целый цикл полотен, в которых отразилась и архитектурная выразительность храмов, и внутренняя жизнь насельников обители, и окрестные пейзажи. Уже несколько лет приезжает в эти места живописец. Без внешней рисовки, скромно и истово, своими профессиональными средствами – кистью и красками – служит он чуду духовной красоты, запечатлевает окружающий его мир в его проявлениях веры, надежды и любви.
В.С.Погодин.
Искусствовед
Последователь традиций классического русского реализма, И.Г.Машков является членом Координационного совета Ассоциации художников Российского Дворянского Собрания (РДС). На протяжении ряда лет он весьма активно работает в составе Ассоциации и выставляет свои произведения на её выставках, организуемых РДС. За последние годы это полномасштабные выставки в Паломническом центре Московского Патриархата (2007,2008гг), в здании Администрации Президента РФ в московском Кремле (2010г), в здании Совета Федерации (2011г).

С большим и подлинным уважением относясь к истории нашего Отечества, Игорь Геннадиевич написал целый ряд картин по истории России и дома Романовых («Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон», «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», «Император Пётр I на Соловках» и др).

В 2007 году, во время посещения по личному приглашению Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, её резиденции в Мадриде, И.Г.Машковым был написан портрет Её Императорского Высочества, переданный в дар Великой Княгине в 2008 году, во время её визита в Москву.

В 2009 году, в воздаяние заслуг перед Отечеством и Русской Православной Церковью, на ниве создания живописных произведений, способствующих утверждению в обществе уважения к истории России и Русской Православной Церкви, а также высоко оценивая портрет работы Игоря Геннадиевича, указом Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны И.Г.Машков был возведён в достоинство кавалера Императорского Ордена Святой Анны III степени.
Князь Г.Г.Гагарин.
Предводитель Российского Дворянского Собрания.